
Что может быть дальше от политики, чем бродячий музыкант, ее отвергающий? Или идол поп-музыки,
ее презирающий? Или молодежный журнал, воспевающий модную кинозвезду? И все же...
Передо мной номера парижских журналов «Хит», «Подиум», «20 лет», «Салю ле копэн», рассчитанные на юношей и девушек от 12 до 25
лет. Давайте вместе полистаем их.
«Салю ле копэн»
объявляет суперконкурс вопросов и ответов, пять его победителей смогут бесплатно посетить Филиппины, Калифорнию, Сенегал. Остальные призы тоже недурны: модные костюмы, стереосистемы, электрогитары,
пластинки, поляроидные очки и прочее.
Вопросы конкурса, по утверждению
журнала, «доступны всем». Вот
некоторые из них:
— «Параллельно со своей эстрадной деятельностью Шейла открыла ряд
магазинов готового платья. В каком году это было?»
— «Франс
Галль хорошо известна жителям
острова, где она постоянно проводит свой
отпуск. Можете ли вы дать точное название деревни, где находится ее дом?»
— «Вы,
конечно, знаете молодую и очаровательную певицу Лесли. Но известно ли вам имя ее
любимого песика? И его порода?..»
Как влезть в шкуру идола
Для того чтобы ответить на подобные вопросы, не надо быть семи пядей во лбу, достаточно
быть просто
регулярным подписчиком «Салю ле
копэн». Или журналов «Хит», «Подиум», которые проводят такие же конкурсы и задают такие же вопросы. А правильно ответив на них, можно не только в воображении, но и наяву «влезть в шкуру» своего идола. Как, например,
это сделала, в буквальном смысле, Элен
Гранье из города Лом-пар-Вобер,
выигравшая меховую шубку с плеча
самой Мирей Матье. Или Эдит из
города Трепор, которая получила
точно такой же «Роллс-ройс», как у
звезды «Роллинг стоунз» Мика Джеггера. Или Даниель из Андело-ан-Монтань, ставший обладателем мотоцикла, на каком ездит Джонни Холлидэй.
Впрочем, пути идентификации с идолом многочисленны и разнообразны. Не обязательно выигрывать конкурсы. Работая не покладая рук, можно даже на свой обычный заработок
сделать кое-что из того, что делают
«звезды». Путеводной звездой и здесь служат те же журналы. «Салю ле копэн» сообщает, например,
что Сильви Вартан купила для своего
любимого йоркшира поводок и
ошейник системы «Лэсси-22», а
Жоэль Дайде приобрел усилитель для
гитары на 100 ватт. Ринго прочитал книгу «Снуппи идет на войну» – о похождениях маленькой собачки и ее хозяина Чарли. Читатель узнаёт также, что Жюльен Клерк посмотрел фильм «Боинг-747 в опасности»,
а Жан-Мишель Карадек дегустировал
в таверне «Белая лошадь»
отменное рагу из зайца...
Но можно не только прочитать книгу «Снуппи идет на войну», как это сделал Ринго, но и самому стать Ринго, Дельпешем или Сильви Вартан. Затаив дыхание молодые читатели и читательницы узнают, что, приняв участие в радиоконкурсе песни, они сами могут превратиться
в «звезду». А почему бы и нет? Не боги
горшки обжигают. И между прочим, Сильви Вартан вышла из простой рабочей
семьи, а Мишель Дельпеш – из крестьян.
Журнал «Хит» посвящает описанию деревни
Ферте-сен-Сир, где вырос Дельпеш, три полосы. Вот он на фото, сам идол на распаханной меже, рядом со своим дедом и отцом. У тех морщинистые лица, заскорузлые, привыкшие к работе на земле руки.
Так что, если молодые люди – дети
рабочих или крестьян, они не должны падать духом. Да, конечно, в высших учебных заведениях Франции только четыре
процента – выходцы
из рабочих семей, в ФРГ всего два
процента студентов – из рабочих и крестьян, а в Соединенных
Штатах около двух миллионов детей рабочих и фермеров вообще
не посещают школу. Зато все они,
если верить журналам, могут взять
реванш в музыке.
Как это сделал знаменитый певец-гитарист
Майк Брант. Еще не столь давно,
рассказывает «Подиум», Майк жил
на доходы от работы в гараже. А
сегодня... Журнал публикует
серию фотографий Майка. 1970 год
– обычный парень. 1971 год —
первый крупный концерт, первый
успех. 1972 год – первое
выступление Майка по телевидению.
1973 год – Майк подписывает контракт с фирмой «Полидор». 1974 год – в
руках Майка грампластинка
«Золотой диск» –
символ успеха. Почему Майк? Почему не Жан? Или Жанна? Не такой уж
потрясающий голос у Майка или у Шейлы.
Пожалуй, стоит попытать счастья
в радиоконкурсе «Поют все». Правда, в нем участвуют
сотни и тысячи,
а выбиваются единицы, да и то не на каждую тысячу. Но ведь выбиваются. И даже совсем еще дети. Как
юный канадец Рене Симар, которому
прочат карьеру недавно скончавшегося Элвиса Пресли и который в 12 лет с триумфом
выступил в мюзик-холле «Олимпия». Рене
уже стал миллионером и объездил весь мир. А отличается ли он чем-либо от своих сверстников? Делает уроки, играет в
хоккей, любит мороженое. Рене просто повезло. Лотерея? Конечно. Но почему
бы не сыграть и вам? Попытать счастья!
Конечно, требуется терпение. Не следует
отчаиваться, если не все сразу
получается, – надо уметь ждать и надеяться. Пример
тому – еще один идол: Дейв. «Хит»
рассказывает трогательную историю Дейва, который приехал в Париж из Голландии. Без гроша в кармане, но с
гитарой и неистребимым оптимизмом. Фото 1966 года: на площади Контрэскарп Дейв играет на гитаре и протягивает кепку посетителям
кафе. А вот другое фото, это уже
1975 год: Дейв сидит за столиком того же кафе на той же площади, а
неизвестный молодой англичанин играет
перед ним на гитаре. Дейв вспоминает свое прошлое и дает бродячему музыканту монетку. Журнал резюмирует: «Реванш Дейва. Теперь он протягивает руку в другом направлении». И добавляет: кто знает, может быть, будущее
подарит этому англичанину-гитаристу то, что настоящее дало Дейву... Так
что читатель тоже не должен опускать
рук, он должен дерзать! Как Дейв,
Боб Дилан и другие бывшие бродячие музыканты.
И твердо верить в свою звезду.
Дерзай и пой!
Кстати, о звездах. Не о «звездах-идолах»,
а о самых обыкновенных. Они тоже могут при случае помочь.
В январском «Подиуме» публикуется
гороскоп тех, кто родился под знаком созвездия Козерога, то есть между 22 декабря и 21 января. Журнал доверительно сообщает, что Козерог –
зодиак реалистов, всех тех, кто
твердо стоит на земле обеими ногами. И наставляет читателей-козерогов: «Вы очень
упорны и терпеливы, даже несколько упрямы. И вы будете идти к цели до
конца. Вы умеете заглядывать далеко в
будущее и не щадите усилий для осуществления своих замыслов.
Упорство и настойчивость –
вот ваши главные козыри. И вы добьетесь своего. К удивлению тех, кто
рассчитывает добиться успеха легким
путем... Правда, в этом году
вплоть до осени Сатурн будет тормозить осуществление ваших планов.
Вам надо набраться терпения. И даже помехи со стороны Юпитера не должны вас
обескураживать. Лучше, чем кто-либо, вы
умеете оценить пословицу:
«Терпенье и труд все перетрут».
Если читатель сомневается, то напрасно. Все
это – святая истина. Доказательства? Пожалуйста; под
знаком Козерога родилась любимица
молодежи Франсуаза Арди. Ну а если читатель «Подиума» или «Хита» родился под знаком Водолея?
Отлично. Ведь это зодиак Майка Бранта. Дева – зодиак другой
знаменитости – Мика Джеггера. Лев – Шейлы, Скорпион – Алена Делона, Близнецы –
Джонни Холлидэя, Весы –
Брижит Бардо. Короче говоря,
преуспеть можно под любым
зодиаком. Так что молодые люди не
должны падать духом. Дерзай и пой!
У вас нет ни голоса ни слуха?
Тоже не горе. К идолам можно приобщиться и другим путем.
Вот Клод Жером жалуется, например,
«Подиуму», что он одинок. Журнал
настораживается: «Значит, твое
сердце свободно?» И, получив утвердительный
ответ, задает вопрос в лоб: «А
какие девушки тебе нравятся?» Клод непривередлив: блондинки, брюнетки, это не столь уж и важно, главное, чтобы они были
милы и веселы. Журнал интересуется: а не
опасается ли Клод, что после этих
ответов, которые будут
опубликованы в журнале, девушки засыплют его письмами? Нет, Клод
не боится этого. Напротив, он настроен
весьма решительно: «Я буду счастлив и постараюсь ответить всем. И, кто знает, может быть, в одном из
этих писем я найду ту, о которой мечтаю».
Естественно, что и девушка найдет своего
принца. Если же учесть, что у
«Подиума» три с половиной миллиона читателей, можно считать, что у
Клода Жерома шансы велики. Чего нельзя,
конечно, сказать о шансах каждой из сотен тысяч девушек.
Но и это не беда. Если твоя «звезда»
не идет навстречу тебе, иди навстречу своей «звезде»! Как это делают «групи».
Энциклопедия журнала «Салю ле копэн»
разъясняет, что «групи» –
это удивительный образец девушек,
главная жизненная цель которых состоит в том, чтобы постоянно присутствовать на спектаклях и репетициях любимых актеров и всюду следовать за ними. Групи – завсегдатаи кулис «Олимпии», а также гостиниц, где останавливаются артисты. Они могут проезжать сотни километров
с помощью автостопа, чтобы не отстать
от идолов. Групи развлекают своих
героев, когда те устают, наиболее
настойчивые из их числа получают в конце концов официальные должности в окружении
«звезд».
Энциклопедия журнала дает и массу других сведений. Она сообщает, к примеру, что гитара – основной инструмент поп-музыки и символ
современной молодежи. Что гашиш –
вытяжка из листьев индийской
конопли и что медики еще не
пришли к окончательному выводу,
опасен он для организма или нет. Что «Харлей-Дэвидсон» – мотоцикл американской марки, символ групп «Черных ангелов» и рокеров.
И так далее. Встречаются в энциклопедии,
правда очень редко, и некоторые политические понятия. Такие, например, как «война».
Это, по определению энциклопедии, «дьявольское изобретение людей, которое
все порицают, но в котором все
участвуют. Несмотря на движения
пацифистов и знаменитый призыв
«Занимайтесь любовью, а не
войной», последняя продолжает
свое извечное существование.
Будем, однако, надеяться, что
новые поколения проявят больше разумности и откажутся от войны». Вот
так – «дьявольское изобретение», «проявят разумность»,
«откажутся». И конечно же, ни слова о причинах войн и о политике вообще.
Все закономерно: ведь цель «Салю ле копэн» и ему
подобных состоит именно в том, чтобы
держаться подальше от политики. Оставим политику политикам и займемся песнями и любовью! Иногда, правда, политика сама вторгается на страницы журналов. Читательница «Салю ле копэн» Надин Жюрассо из Нанта пишет в редакцию, что участвует во всех конкурсах и внимательно следит за списками
победителей, публикуемыми в журнале. Но
вот в последнем номере она
такого списка не обнаружила. В
чем дело? А дело в том, дорогая
Надин, отвечает ей журнал, что ты, вероятно, забыла про забастовку
работников почт и телеграфа Франции,
которая продолжалась в течение
шести недель, а потому помешала журналу получить ответы участников конкурса
и своевременно выявить его победителей. Вот какая она нехорошая, эта политика!
И журнал стремится «помочь» молодежи забыть про
политику, кризис, инфляцию, безработицу,
забастовки. Скажем, если они займутся самоусовершенствованием. Задавшись, например, целью быть похожим
на своего идола или свою «звезду». «Ты
находишь Стоун прелестной и
хочешь иметь ее внешность? – вопрошает «Подиум». – Не беспокойся, я дам тебе несколько практических советов, и все будет о'кей!» Далее приводятся схемы и фото с советами, как причесаться,
подрисоваться, напомадиться и напудриться, чтобы обрести черты Стоун. И
читательницы просиживают часами перед зеркалом, припудриваются и подрисовываются. Не только читательницы, читатели тоже. Не так давно обнаружилось, что у Джонни Холлидэя
масса «близнецов» – больше четырехсот молодых людей прислали в журнал свои фотографии, уверяя, что они вылитые Джонни.
Печать дает не только рецепты, как
походить на идола, но и предоставляет
возможность прикоснуться к идолу. Для этого требуется только одно – следовать советам издания. «Хит»
советует принять участие в передачах
Суперклуба радио и телевидения: если вы живете в Париже, то можете прийти в радиостудию в каждую вторую субботу – улица Байар, VIII округ; если не в Париже, то
клуб сам приедет к вам; скоро он посетит Бордо, Бове,
Шартр и другие города; вы сможете познакомиться с вашими
любимыми идолами и выиграть в конкурсе
призы... Одна формальность: для того чтобы посещать студию радиотелевизионного Суперклуба, необходимо быть его членом. Для этого надо заполнить бланк, вложенный в
номер «Хита». То есть быть подписчиком и читателем «Хита». А еще лучше стать корреспондентом
журнала в своем районе и осведомлять
редакцию о влиянии его публикаций
на молодых людей, об их настроениях,
о новинках-игрушках, так называемых «гаджетах», которые они хотели бы получить, вообще обо всем, что касается молодежи.
Короче, журнал постепенно превращается для юного
читателя в «отца» и «друга», который
руководит его мыслями и действиями. Вспоминаются слова Л. Ческина, руководителя одного из рекламных агентств Чикаго, о том, что главная цель рекламы – не
популяризация товаров, а
формирование мыслей человека,
его желаний и устремлений. Очень точно сказал мистер Ческин. Но как
формировать? Например, по образцу суперзвезды Мишеля Польнареф. «Хит» задает вопрос: как Мишель провел
рождественские праздники? Тот отвечает: «Я провел ночь под рождество с
двумя девушками на пляже
Палм-Спрингс».
По рецепту мистера Ческина
Разумеется, не каждый может провести
праздник на пляже Палм-Спрингс, но вот насчет двух девушек
– почему бы и нет? Или последовать
примеру Патрика Жюве. «Хит» любезно приглашает молодых
читателей посетить его загородную виллу. Листая страницы журнала, они
могут лицезреть Патрика в окружении милых его сердцу вещей. Камин с
пылающими поленьями, белый телефон,
овальный диван-подушка,
телевизор, магнитофон,
динамики.
От «Хита» не отстает «Подиум», который
регулярно публикует фоторепортажи
из серии «Комната твоих идолов». Вот читателей приглашает в свою спальню Клод Франсуа, «Кло-Кло» как его именуют журналисты. Кло-Кло держит в руках записку с собственноручной подписью: «Я приглашаю тебя в свою
спальню!» На следующем фото –
сама спальня. И снова собственноручные
пояснения: «Мой камин... Ах,
этот уголок... Сколько раздумий и песен!»; «Мое окно. Гляжу в него и
думаю. О веселых вещах, когда светит
солнце, о грустных –
когда льет дождь»; «Моя кровать. Она немножко поскрипывает, но у меня крепкий сон. Я люблю
мечтать в кровати. Сколько воспоминаний!
И каких!..»; «Мои книги. Они всегда возле кровати. Сейчас я читаю историю Соединенных Штатов Америки. Эта страна притягивает меня словно магнит. Л нахожу ее современной и особенно
человечной. Я ее обожаю!». Вот вам
внутренний мир идола, его мысли и симпатии. Журнал, правда, не рассказывает об антипатиях Кло-Кло. Зато, показывая «сладкую жизнь» киноактера Алена Делона,
другой журнал сообщает, что Ален –
противник коммунистов. Речь идет о «Пари-матче», издании для взрослых, которое вместе с некоторыми другими органами печати Запада запугивает обывателя «угрозой» коммунизма. Ну а обывателя
для него подготавливают молодежные журналы. Воспитывая подрастающее поколение в духе отвращения
к политике, сами они твердо знают, чего
хотят, и проводят свою линию.
А линия эта состоит в том, что, рекламируя «звезд» и
идолов, они рекламируют вещи. Причем главным
звеном в этой цепи служат именно вещи. В свою очередь, через
рекламу вещей в сознание внедряются
идеи аполитичности, а усвоение
этих идей поощряется опять-таки
вещами. «Звезды» служат посредниками
между читателем и вещью. Они повышают цену вещи в глазах своих поклонников. Собственно говоря, читатель хочет быть похожим на Кло-Кло или Джонни Холлидэя не потому, что мечтает петь или танцевать, как они, а потому, что у них есть загородные виллы и яхты, потому, что они могут путешествовать, потому, что они окружены красивыми женщинами.
«Звезды» восходят и заходят,
а вещи остаются, они незыблемы. Короче говоря, идентификация с идолом означает для читателя приобщение не к творчеству идола, а к вещам, которые его окружают, к
потребительству, к «вещизму». И в этом кроется глубокий идеологический
смысл.
Отнюдь не случайно большинство молодежных
журналов типа «Подиума» или «Хита» появилось после бурного парижского мая
1968 года, когда творцы западной идеологии
осознали, что предоставлять молодежь самой себе опасно. Ведь в поисках идеала она может обратиться и обращается к различным теоретическим концепциям, в том числе и к
марксизму. А это взрывоопасно.
Вот почему идеологи буржуазии стремятся воздвигнуть своеобразный профилактический барьер между молодежью и политикой, выработать с помощью средств массовой информации определенные вкусы и потребности молодых людей,
«увести» их в потребительство.
Классовый смысл подобной манипуляции
очевиден: если в области труда люди делятся на крупных собственников
и наемных тружеников – и
осознание этого неизбежно ведет к
борьбе между ними, – то в потреблении классовый интерес
нередко растворяется в общем потребительском
интересе. И здесь молодому
человеку не так уж сложно внушить, что, обладая таким же галстуком или костюмом, что и
миллиардеры Ротшильд или Дассо, он ничем
особо от них не отличается. И что
в его интересах не бороться с
Ротшильдами и Дассо, а попытаться
«догнать» их. Как это делали в
свое время простые ребята
Джонни Холлидэй и Сильви Вартан,
Мишель Дельпеш и Майк Брант.
Итак, в погоню за беззаботными
«звездами», подальше от «гнусной» политики!
Такова стратегия. Остальное –
дело техники. А техника западной рекламы на высоте. Реклама буквально обволакивает человека. И без
устали призывает его стать «личностью».
То есть покупать, покупать, покупать. Покупать те же вещи, что и
Кло-Кло или Шейла.
Уже давно было подмечено, что западная цивилизация
– это непрерывное создание
потребностей, в которых никто не нуждается.
Сегодня этот афоризм стал особенно рельефным.
Не дать идеям коммунизма овладеть
массовым сознанием, внушить
людям с юношеского возраста
иные, ложные идеи, подменить научный
идеал мифом – такова ныне основная задача западных идеологов. При помощи телевидения,
радио, журналов они пытаются выполнить эту задачу и порой достигают цели.
Когда молодые люди в джинсах гневно
ниспровергают «старую» буржуазную семью и уходят в молодежные
коммуны, когда они провозглашают лозунги «новой» сексуальной революции и
объявляют поп-музыку орудием борьбы с капиталом, идеологи капитала довольно
потирают руки и исподтишка им
аплодируют. И щедро субсидируют
журналы для молодежи, которые на словах отвергают политику, а на
деле верно служат политике монополий. ■
|