источник:

  № 35 1977

оригинал

рубрика:

КУЛЬТУРА И ПОЛИТИКА

 

тема:

 

 

автор:

Эдуард  Розенталь

Рисунок А. Гаранина 

 

статья:

 

 

«ХИТ»,  «ПОДИУМ» И ДРУГИЕ

 

 

Что может быть дальше от по­литики, чем бродячий музыкант, ее отвергающий? Или идол поп-музыки, ее презирающий? Или мо­лодежный журнал, воспевающий модную кинозвезду? И все же...

Передо мной номера париж­ских журналов «Хит», «По­диум», «20 лет», «Салю ле копэн», рассчитанные на юношей и деву­шек от 12 до 25 лет. Давайте вме­сте полистаем их.

«Салю ле копэн» объявляет су­перконкурс вопросов и ответов, пять его победителей смогут бес­платно посетить Филиппины, Ка­лифорнию, Сенегал. Остальные призы тоже недурны: модные ко­стюмы, стереосистемы, электроги­тары, пластинки, поляроидные оч­ки и прочее. Вопросы конкурса, по утверждению журнала, «доступны всем». Вот некоторые из них:

— «Параллельно со своей эстрад­ной деятельностью Шейла откры­ла ряд магазинов готового платья. В каком году это было?»

«Франс Галль хорошо известна жителям острова, где она постоян­но проводит свой отпуск. Можете ли вы дать точное название дерев­ни, где находится ее дом?»

«Вы, конечно, знаете молодую и очаровательную певицу Лесли. Но известно ли вам имя ее любимого песика? И его порода?..»

 

Как влезть в шкуру идола

 

Для того чтобы ответить на по­добные вопросы, не надо быть се­ми пядей во лбу, достаточно быть просто регулярным подписчиком «Салю ле копэн». Или журналов «Хит», «Подиум», которые прово­дят такие же конкурсы и задают такие же вопросы. А правильно от­ветив на них, можно не только в воображении, но и наяву «влезть в шкуру» своего идола. Как, на­пример, это сделала, в буквальном смысле, Элен Гранье из города Лом-пар-Вобер, выигравшая мехо­вую шубку с плеча самой Мирей Матье. Или Эдит из города Тре­пор, которая получила точно такой же «Роллс-ройс», как у звезды «Роллинг стоунз» Мика Джеггера. Или Даниель из Андело-ан-Монтань, ставший обладателем мотоцикла, на каком ездит Джонни Холлидэй.

Впрочем, пути идентификации с идолом многочисленны и разнооб­разны. Не обязательно выигрывать конкурсы. Работая не покладая рук, можно даже на свой обычный заработок сделать кое-что из того, что делают «звезды». Путеводной звездой и здесь служат те же жур­налы. «Салю ле копэн» сообщает, например, что Сильви Вартан купила для своего любимого йоркши­ра поводок и ошейник системы «Лэсси-22», а Жоэль Дайде приобрел усилитель для гитары на 100 ватт. Ринго прочитал книгу «Снуппи идет на войну» о по­хождениях маленькой собачки и ее хозяина Чарли. Читатель узнаёт также, что Жюльен Клерк посмот­рел фильм «Боинг-747 в опасности», а Жан-Мишель Карадек де­густировал в таверне «Белая ло­шадь» отменное рагу из зайца...

Но можно не только прочитать книгу «Снуппи идет на войну», как это сделал Ринго, но и самому стать Ринго, Дельпешем или Силь­ви Вартан. Затаив дыхание моло­дые читатели и читательницы узна­ют, что, приняв участие в радио­конкурсе песни, они сами могут превратиться в «звезду». А почему бы и нет? Не боги горшки обжига­ют. И между прочим, Сильви Вар­тан вышла из простой рабочей семьи, а Мишель Дельпеш – из крестьян. Журнал «Хит» посвяща­ет описанию деревни Ферте-сен-Сир, где вырос Дельпеш, три по­лосы. Вот он на фото, сам идол на распаханной меже, рядом со сво­им дедом и отцом. У тех морщини­стые лица, заскорузлые, привык­шие к работе на земле руки.

Так что, если молодые люди дети рабочих или крестьян, они не должны падать духом. Да, конечно, в высших учебных заведениях Франции только четыре процента – выходцы из рабочих семей, в ФРГ всего два процента студентов из рабочих и крестьян, а в Соеди­ненных Штатах около двух миллионов детей рабочих и фермеров во­обще не посещают школу. Зато все они, если верить журналам, могут взять реванш в музыке.

Как это сделал знаменитый пе­вец-гитарист Майк Брант. Еще не столь давно, рассказывает «Поди­ум», Майк жил на доходы от работы в гараже. А сегодня... Жур­нал публикует серию фотографий Майка. 1970 год – обычный па­рень. 1971 год — первый круп­ный концерт, первый успех. 1972 год – первое выступление Майка по телевидению. 1973 год Майк подписывает контракт с фирмой «Полидор». 1974 год в руках Майка грампластинка «Золотой диск» символ успеха. Почему Майк? Почему не Жан? Или Жан­на? Не такой уж потрясающий го­лос у Майка или у Шейлы.

Пожалуй, стоит попытать сча­стья в радиоконкурсе «Поют все». Правда, в нем участвуют сотни и тысячи, а выбиваются единицы, да и то не на каждую тысячу. Но ведь выбиваются. И даже совсем еще дети. Как юный канадец Рене Си­мар, которому прочат карьеру не­давно скончавшегося Элвиса Прес­ли и который в 12 лет с триумфом выступил в мюзик-холле «Олимпия». Рене уже стал миллио­нером и объездил весь мир. А от­личается ли он чем-либо от своих сверстников? Делает уроки, играет в хоккей, любит мороженое. Рене просто повезло. Лотерея? Конечно. Но почему бы не сыграть и вам? Попытать счастья!

Конечно, требуется терпение. Не следует отчаиваться, если не все сразу получается, надо уметь ждать и надеяться. Пример тому еще один идол: Дейв. «Хит» рас­сказывает трогательную историю Дейва, который приехал в Париж из Голландии. Без гроша в карма­не, но с гитарой и неистребимым оптимизмом. Фото 1966 года: на площади Контрэскарп Дейв играет на гитаре и протягивает кепку по­сетителям кафе. А вот другое фото, это уже 1975 год: Дейв сидит за столиком того же кафе на той же площади, а неизвестный молодой англичанин играет перед ним на гитаре. Дейв вспоминает свое про­шлое и дает бродячему музыканту монетку. Журнал резюмирует: «Реванш Дейва. Теперь он протяги­вает руку в другом направлении». И добавляет: кто знает, может быть, будущее подарит этому анг­личанину-гитаристу то, что настоя­щее дало Дейву... Так что чита­тель тоже не должен опускать рук, он должен дерзать! Как Дейв, Боб Дилан и другие бывшие бродячие музыканты. И твердо верить в свою звезду.

 

Дерзай и пой!

 

Кстати, о звездах. Не о «звездах-идолах», а о самых обыкновенных. Они тоже могут при случае по­мочь. В январском «Подиуме» пуб­ликуется гороскоп тех, кто родил­ся под знаком созвездия Козерога, то есть между 22 декабря и 21 ян­варя. Журнал доверительно сообщает, что Козерог зодиак реа­листов, всех тех, кто твердо стоит на земле обеими ногами. И настав­ляет читателей-козерогов: «Вы очень упорны и терпеливы, даже несколько упрямы. И вы будете ид­ти к цели до конца. Вы умеете заглядывать далеко в будущее и не щадите усилий для осуществления своих замыслов. Упорство и на­стойчивость вот ваши главные козыри. И вы добьетесь своего. К удивлению тех, кто рассчитывает добиться успеха легким путем... Правда, в этом году вплоть до осе­ни Сатурн будет тормозить осуще­ствление ваших планов. Вам надо набраться терпения. И даже поме­хи со стороны Юпитера не долж­ны вас обескураживать. Лучше, чем кто-либо, вы умеете оценить посло­вицу: «Терпенье и труд все перетрут».

Если читатель сомневается, то напрасно. Все это – святая исти­на. Доказательства? Пожалуйста; под знаком Козерога родилась лю­бимица молодежи Франсуаза Ар­ди. Ну а если читатель «Подиума» или «Хита» родился под знаком Водолея? Отлично. Ведь это зодиак Майка Бранта. Дева зодиак дру­гой знаменитости Мика Джег­гера. Лев Шейлы, Скорпион Алена Делона, Близнецы Джон­ни Холлидэя, Весы Брижит Бардо. Короче говоря, преуспеть можно под любым зодиаком. Так что молодые люди не должны па­дать духом. Дерзай и пой!

У вас нет ни голоса ни слу­ха? Тоже не горе. К идолам можно приобщиться и другим путем.

Вот Клод Жером жалуется, на­пример, «Подиуму», что он одинок. Журнал настораживается: «Значит, твое сердце свободно?» И, получив утвердительный ответ, задает во­прос в лоб: «А какие девушки те­бе нравятся?» Клод непривередлив: блондинки, брюнетки, это не столь уж и важно, главное, чтобы они были милы и веселы. Журнал ин­тересуется: а не опасается ли Клод, что после этих ответов, кото­рые будут опубликованы в журна­ле, девушки засыплют его письма­ми? Нет, Клод не боится этого. Напротив, он настроен весьма ре­шительно: «Я буду счастлив и по­стараюсь ответить всем. И, кто знает, может быть, в одном из этих писем я найду ту, о которой меч­таю». Естественно, что и девушка найдет своего принца. Если же учесть, что у «Подиума» три с по­ловиной миллиона читателей, мож­но считать, что у Клода Жерома шансы велики. Чего нельзя, конеч­но, сказать о шансах каждой из со­тен тысяч девушек.

Но и это не беда. Если твоя «звезда» не идет навстречу тебе, иди навстречу своей «звезде»! Как это делают «групи». Энциклопедия журнала «Салю ле копэн» разъяс­няет, что «групи» это удиви­тельный образец девушек, главная жизненная цель которых состоит в том, чтобы постоянно присутство­вать на спектаклях и репетициях любимых актеров и всюду следо­вать за ними. Групи – завсегда­таи кулис «Олимпии», а также го­стиниц, где останавливаются арти­сты. Они могут проезжать сотни километров с помощью автостопа, чтобы не отстать от идолов. Групи развлекают своих героев, когда те устают, наиболее настойчивые из их числа получают в конце концов официальные должности в окруже­нии «звезд».

Энциклопедия журнала дает и массу других сведений. Она сооб­щает, к примеру, что гитара основной инструмент поп-музыки и символ современной молодежи. Что гашиш вытяжка из листьев ин­дийской конопли и что медики еще не пришли к окончательному вы­воду, опасен он для организма или нет. Что «Харлей-Дэвидсон» мотоцикл американской марки, символ групп «Черных ангелов» и рокеров. И так далее. Встречаются в энциклопедии, правда очень редко, и некоторые политические по­нятия. Такие, например, как «вой­на». Это, по определению энцик­лопедии, «дьявольское изобре­тение людей, которое все порица­ют, но в котором все участвуют. Несмотря на движения пацифистов и знаменитый призыв «Занимайтесь любовью, а не войной», последняя продолжает свое извечное сущест­вование. Будем, однако, надеять­ся, что новые поколения проявят больше разумности и откажутся от войны». Вот так «дьявольское изобретение», «проявят разум­ность», «откажутся». И конечно же, ни слова о причинах войн и о политике вообще.

Все закономерно: ведь цель «Салю ле копэн» и ему подобных состоит именно в том, чтобы дер­жаться подальше от политики. Оставим политику политикам и займемся песнями и любовью! Иног­да, правда, политика сама вторгает­ся на страницы журналов. Чита­тельница «Салю ле копэн» Надин Жюрассо из Нанта пишет в редак­цию, что участвует во всех конкур­сах и внимательно следит за спи­сками победителей, публикуемыми в журнале. Но вот в последнем но­мере она такого списка не обнару­жила. В чем дело? А дело в том, дорогая Надин, отвечает ей журнал, что ты, вероятно, забыла про заба­стовку работников почт и телегра­фа Франции, которая продолжа­лась в течение шести недель, а по­тому помешала журналу получить ответы участников конкурса и своевременно выявить его победите­лей. Вот какая она нехорошая, эта политика!

И журнал стремится «помочь» молодежи забыть про политику, кризис, инфляцию, безработицу, забастовки. Скажем, если они зай­мутся самоусовершенствованием. Задавшись, например, целью быть похожим на своего идола или свою «звезду». «Ты находишь Стоун прелестной и хочешь иметь ее внешность? вопрошает «Поди­ум». Не беспокойся, я дам тебе несколько практических советов, и все будет о'кей!» Далее приводятся схемы и фото с советами, как при­чесаться, подрисоваться, напома­диться и напудриться, чтобы обре­сти черты Стоун. И читательницы просиживают часами перед зеркалом, припудриваются и подрисовы­ваются. Не только читательницы, читатели тоже. Не так давно обна­ружилось, что у Джонни Холлидэя масса «близнецов» больше четы­рехсот молодых людей прислали в журнал свои фотографии, уверяя, что они вылитые Джонни.

Печать дает не только рецепты, как походить на идола, но и пре­доставляет возможность прикос­нуться к идолу. Для этого требует­ся только одно следовать сове­там издания. «Хит» советует при­нять участие в передачах Супер­клуба радио и телевидения: если вы живете в Париже, то можете прийти в радиостудию в каждую вторую субботу – улица Байар, VIII округ; если не в Париже, то клуб сам приедет к вам; скоро он посетит Бордо, Бове, Шартр и другие города; вы сможете позна­комиться с вашими любимыми идо­лами и выиграть в конкурсе при­зы... Одна формальность: для то­го чтобы посещать студию радио­телевизионного Суперклуба, необ­ходимо быть его членом. Для это­го надо заполнить бланк, вложенный в номер «Хита». То есть быть подписчиком и читателем «Хита». А еще лучше стать корреспонден­том журнала в своем районе и осве­домлять редакцию о влиянии его публикаций на молодых людей, об их настроениях, о новинках-иг­рушках, так называемых «гадже­тах», которые они хотели бы полу­чить, вообще обо всем, что касает­ся молодежи.

Короче, журнал постепенно пре­вращается для юного читателя в «отца» и «друга», который руково­дит его мыслями и действиями. Вспоминаются слова Л. Ческина, руководителя одного из рекламных агентств Чикаго, о том, что глав­ная цель рекламы не популяри­зация товаров, а формирование мыслей человека, его желаний и устремлений. Очень точно сказал мистер Ческин. Но как формировать? Например, по образцу су­перзвезды Мишеля Польнареф. «Хит» задает вопрос: как Мишель провел рождественские праздники? Тот отвечает: «Я провел ночь под рождество с двумя девушками на пляже Палм-Спрингс».

 

По рецепту мистера Ческина

 

Разумеется, не каждый может провести праздник на пляже Палм-Спрингс, но вот насчет двух деву­шек почему бы и нет? Или по­следовать примеру Патрика Жюве. «Хит» любезно приглашает моло­дых читателей посетить его заго­родную виллу. Листая страницы журнала, они могут лицезреть Пат­рика в окружении милых его серд­цу вещей. Камин с пылающими поленьями, белый телефон, оваль­ный диван-подушка, телевизор, маг­нитофон, динамики.

От «Хита» не отстает «Подиум», который регулярно публикует фоторепортажи из серии «Комната твоих идолов». Вот читателей при­глашает в свою спальню Клод Франсуа, «Кло-Кло» как его име­нуют журналисты. Кло-Кло держит в руках записку с собственноруч­ной подписью: «Я приглашаю тебя в свою спальню!» На следующем фото сама спальня. И снова собственноручные пояснения: «Мой камин... Ах, этот уголок... Сколько раздумий и песен!»; «Мое окно. Гляжу в него и думаю. О веселых вещах, когда светит солнце, о гру­стных когда льет дождь»; «Моя кровать. Она немножко поскрипы­вает, но у меня крепкий сон. Я люблю мечтать в кровати. Сколько воспоминаний! И каких!..»; «Мои книги. Они всегда возле кровати. Сейчас я читаю историю Соединен­ных Штатов Америки. Эта страна притягивает меня словно магнит. Л нахожу ее современной и осо­бенно человечной. Я ее обожаю!». Вот вам внутренний мир идола, его мысли и симпатии. Журнал, прав­да, не рассказывает об антипатиях Кло-Кло. Зато, показывая «слад­кую жизнь» киноактера Алена Де­лона, другой журнал сообщает, что Ален – противник коммунистов. Речь идет о «Пари-матче», издании для взрослых, которое вместе с некоторыми другими органами пе­чати Запада запугивает обывателя «угрозой» коммунизма. Ну а обы­вателя для него подготавливают молодежные журналы. Воспитывая подрастающее поколение в духе отвращения к политике, сами они твердо знают, чего хотят, и прово­дят свою линию.

А линия эта состоит в том, что, рекламируя «звезд» и идолов, они рекламируют вещи. Причем глав­ным звеном в этой цепи служат именно вещи. В свою очередь, че­рез рекламу вещей в сознание вне­дряются идеи аполитичности, а ус­воение этих идей поощряется опять-таки вещами. «Звезды» служат по­средниками между читателем и вещью. Они повышают цену вещи в глазах своих поклонников. Соб­ственно говоря, читатель хочет быть похожим на Кло-Кло или Джонни Холлидэя не потому, что мечтает петь или танцевать, как они, а потому, что у них есть за­городные виллы и яхты, потому, что они могут путешествовать, по­тому, что они окружены красивы­ми женщинами.

«Звезды» восходят и захо­дят, а вещи остаются, они незыб­лемы. Короче говоря, идентифика­ция с идолом означает для читате­ля приобщение не к творчеству идола, а к вещам, которые его ок­ружают, к потребительству, к «ве­щизму». И в этом кроется глубокий идеологический смысл.

Отнюдь не случайно большинст­во молодежных журналов типа «Подиума» или «Хита» появилось после бурного парижского мая 1968 года, когда творцы западной идео­логии осознали, что предоставлять молодежь самой себе опасно. Ведь в поисках идеала она может обра­титься и обращается к различным теоретическим концепциям, в том числе и к марксизму. А это взры­воопасно. Вот почему идеологи буржуазии стремятся воздвигнуть своеобразный профилактический барьер между молодежью и политикой, выработать с помощью средств массовой информации опре­деленные вкусы и потребности мо­лодых людей, «увести» их в потре­бительство.

Классовый смысл подобной мани­пуляции очевиден: если в области труда люди делятся на крупных собственников и наемных тружени­ков и осознание этого неизбеж­но ведет к борьбе между ними, то в потреблении классовый инте­рес нередко растворяется в общем потребительском интересе. И здесь молодому человеку не так уж сложно внушить, что, обладая таким же галстуком или костюмом, что и миллиардеры Ротшильд или Дассо, он ничем особо от них не отличается. И что в его интересах не бороться с Ротшильдами и Дассо, а попытаться «догнать» их. Как это делали в свое время про­стые ребята Джонни Холлидэй и Сильви Вартан, Мишель Дельпеш и Майк Брант. Итак, в погоню за беззаботными «звездами», подаль­ше от «гнусной» политики!

Такова стратегия. Остальное дело техники. А техника западной рекламы на высоте. Реклама бук­вально обволакивает человека. И без устали призывает его стать «личностью». То есть покупать, покупать, покупать. Покупать те же вещи, что и Кло-Кло или Шей­ла.

Уже давно было подмечено, что западная цивилизация это непрерывное создание потреб­ностей, в которых никто не нуж­дается. Сегодня этот афоризм стал особенно рельефным.

Не дать идеям коммунизма ов­ладеть массовым сознанием, вну­шить людям с юношеского возра­ста иные, ложные идеи, подменить научный идеал мифом такова ныне основная задача западных идеологов. При помощи телевиде­ния, радио, журналов они пытают­ся выполнить эту задачу и порой достигают цели.

Когда молодые люди в джинсах гневно ниспровергают «старую» буржуазную семью и уходят в молодежные коммуны, когда они провозглашают лозунги «новой» сексуальной революции и объявля­ют поп-музыку орудием борьбы с капиталом, идеологи капитала до­вольно потирают руки и исподтиш­ка им аплодируют. И щедро субсидируют журналы для молодежи, которые на словах отвергают политику, а на деле верно служат по­литике монополий.                      

 

.


© 2006 SEVEROCK-NBA.narod.ru

При использовании авторских материалов сайта

ссылка на severock-nva.narod.ru обязательна.


 

 

 

 

 

Hosted by uCoz